![]() |
Новое в этнографии и антропологии: Тексты докладов участников V Конгресса этнографов и антропологов России (Омск, июнь 2003) на CD-ROM. Омск Омский государственный университет 2003 |
ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ
Зорин В.Ю. (Москва). О задачах органов государственной власти по гармонизации межнациональных отношений и вопросы взаимодействия с религиозными объединениями.
Тишков В.А. (Москва, Институт этнологии и антропологии). Культурный смысл пространства.
Hann С. (Max Planck Institute for Social Anthropology, Halle, Eastern Germany). Anthropology as a Cosmopolitan Science and the Unity of Eurasia.
Томилов Н.А. (Омск, филиал Объединенного института истории, филологии и философии, государственный университет, Сибирский филиал Российского института культурологии). К проблемам методологии некоторых частных исторических и смежных с ними наук.
Асанканов А.А. (Кыргызстан, Бишкек, педагогический университет). Водные ресурсы Кыргызстана как объект межгосударственных и межнациональных отношений в Центральной Азии.
Губогло М.Н. (Москва, Институт этнологии и антропологии). Русский язык без галстука . социальный капитал толерантности и доверительности.
Куликов К.И., Морозов В.И. (Ижевск, Институт истории, языка, литературы; медицинская академия). Антропологические исследования и изучение палеодемографической ситуации в Прикамье.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ЭТНОСЫ
Абашин С.Н. (Москва, Институт этнологии и антропологии). Узбекско-таджикские отношения (история идеологического и политического конфликта).
Ситнянский Г.Ю. (Москва, Институт этнологии и антропологии). "Нетрадиционные" культы и межэтническое согласие (на примере Киргизии).
Савин И.С. (Казахстан, НПО "Диалог", сеть этнологического мониторинга EAWARN). Пресса и этническое отчуждение в Казахстане.
Титова Т.А., Гараев Д.М. (Казань, государственный университет). Этнические меньшинства Республики Татарстан в республиканских печатных средствах массовой информации.
Пекина А.М. (Петрозаводск, государственный университет). Инокультурные жители в Республике Карелия.
Брагина Д.Г. (Якутск, государственный университет). Этнокультурная ситуация в Республике Саха (Якутия).
Жуков А.В. (Чита, краеведческий музей). Факторы складывания и перспективы существования системы поликонфессиональности на территории Восточного Забайкалья.
Пивнева Е.А. (Москва, Институт этнологии и антропологии). Полиэтничное пространство Северного Приобья: проблемы ассимиляции.
Новикова Н.И. (Москва, Институт этнологии и антропологии). Аборигенные миры или аборигенный мир?
Бреус И.С. (Москва, Институт этнологии и антропологии). Местное самоуправление: необходимость или сложившаяся практика.
Поворознюк О.А. (Москва, Институт этнологии и антропологии). Традиционное природопользование и организация общин у эвенков Читинской области: проблемы взаимодействия обычно-правовых норм и официального законодательства.
Торушев Э.Г. (Горно-Алтайск, Институт алтаистики). Урбанизация алтайцев во второй половине ХХ . начале ХХI вв.
Виноградская Г.М. (Украина, Львов, Институт народоведения). Этническая самоидентификация и локальная специфика украинцев Надсянья, депортированных из Польши в 1944.47 гг.
Игнатова Н.М. (Сыктывкар, Институт языка, литературы, истории). Этнопсихологические компоненты мотивации труда спецпереселенцев и местного населения в 1930-50-е гг. (на материалах Республики Коми).
Мартынова М.Ю. (Москва, Институт этнологии и антропологии). Поликультурное пространство России и проблемы образования.
Митин И.И. (Москва, государственный университет). Доминантное мышление и опыт создания прикладных комплексных географических характеристик (на примере Южной Карелии).
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СЕГОДНЯ
Сапеляк О.А. (Украина, Львов, Институт народоведения). Устные предания в семьях аргентинцев украинского происхождения.
Колчева Э.М. (Йошкар-Ола, государственный университет). Творчество Ивана Ямбердова в контексте становления современной духовной культуры мари.
Иванова-Бучатская Ю.В. (Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии). Современные тенденции развития праздничных традиций в мекленбургских деревнях. По наблюдениям 2000 г.
Новик А.А. (Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии). К вопросу сохранения говора и традиционной культуры албанцев Приазовья. Материалы экспедиции 2002 г.
Щепанская Т.Б. (Санкт-Петербург, государственный университет). Полевик: странствие как контекст этнографического знания.
Настинова К.И. (Элиста, государственный университет). Социокультурный опыт калмыцкого этноса как средство экологического воспитания.
Романова Н.И. (Кемерово, академия культуры и искусств). Убинские староверы: опыт природопаритетных отношений.
Красовская Т.М. (Москва, государственный университет). Сакрализация территории как способ формирования пространственно-временной структуры культурного ландшафта Крайнего Севера.
Ярзуткина А.А. (Омск, государственный университет). Летние и осенние месяцы в традиционном календаре тоболо-иртышских татар.
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ СООБЩЕСТВ И ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Екеев Н.В. (Горно-Алтайск, Институт алтаистики). Этническое и культурное взаимодействие народов Алтае-Саянского горного региона.
Корусенко С.Н. (Омск, филиал Объединенного института истории, филологии и философии). Историческая память сибирских татар: информативность и достоверность.
Peev Р. (Institute of Oceanology, Bulgaria). The fish in the life of the Prehistoric man from the Bulgarian coast.
Максименко Л.А. (Омск, педагогический университет). Молчание и слово в диалоге Человека и Космоса.
Волкова Л.А. (Глазов, педагогический университет). Религиозная культура удмуртов: традиции взаимодействия с православием.
Молотова Г.М. (Казахстан, Алматы, Институт востоковедения). Преломление религиозно-обрядовой культуры в уйгурских народных дастанах.
Воронина И.И., Каминская Л.Н., Новик А.А. (Санкт-Петербург, государственный университет, Музей антропологии и этнографии). "Гора" в языковой картине мира албанцев. К постановке проблемы.
Ожередов Ю.И. (Томск, государственный университет). Камень в погребальном обряде селькупов.
Мовна У.В. (Украина, Львов, Институт народоведения). Мед в контексте свадебной обрядности украинцев Карпат и Прикарпатья (семантико-этнологический аспект).
Содномпилова М.М. (Улан-Удэ, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии). Новые материалы по народно-бытовой медицине у закаменских бурят.
Смирнова Е.Ю. (Омск, филиал Объединенного института истории, филологии и философии). Головные уборы тарских татарок в фондах Большереченского районного историко-этнографического музея.
Кимеева Т.И. (Кемерово, Музей "Археология, этнография и экология Сибири" Кемеровского государственного университета). Курение у шорцев: грани традиции (по материалам коллекций).
Глушецкий А.А. (Москва, еженедельник "Экономика и жизнь"). Фольклорная пластика: общие закономерности и касимовская традиция.
Чумакова Т.В (Санкт-Петербург, отделение Института человека). Восприятие закона в культуре Древней Руси.
Носкова А.В. (Москва, социальный университет). Особенности развития семейной структуры в России в X.XIX веках.
Тузбекова Л.С. (Москва, университет сервиса). К истории мусульманских учебных заведений на терртитории Башкортостана XIX . начала XX в.
ЭТНОАРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Томилов Н.А. (Омск, филиал Объединенного института истории, филологии и философии, государственный университет, Сибирский филиал Российского института культурологии). Этноархеология как научная и учебная дисциплина в российском сообществе.
Тихонов С.С. (Омск, филиал Объединенного института истории, филологии и философии). О хронологичесих и территориальных рамках этнографо-археологического комплекса.
Илюшин А.М. (Кемерово, гуманитарный научный центр Кузбасского государственного технического университета и Западносибирского отделения Академии естественных наук РФ). Этнографо-археологический комплекс как этнологическая категория и принципы его моделирования на примере средневековых древностей Кузнецкой котловины.
Измайлов И.Л. (Казань, Академия наук Татарстана). Этноархеологическая методика определения (на примере исследования средневековой булгарской этнополитической общности).
Сериков Ю.Б. (Нижний Тагил, педагогический институт). Хозяйственный циклический календарь и его отражение в археологическом материале.
Марсадолов Л.С. (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Данные этнографии и археологии (I тыс. до н.э.) о мерах длины у кочевников Саяно-Алтая.
Едилхан А.М., Едилханова С.А. (Казахстан, Актау,Товарищество с ограниченной ответственностью "Газ-Сервис"). Байлама . этноархеологический памятник Восточного Прикаспия.
Матвеева Н.П. (Тюмень, Институт проблем освоения Севера). Расселение и история манси в Зауралье: итоги и проблемы изучения.
Федорова Е.Г. (Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии). К интерпретации некоторых элементов погребального комплекса северных манси.
Исаева Т.А. (Сургут, краеведческий музей). Практика погребального обрядового комплекса: культурологический анализ этноархеологических материалов Сургутского Приобья.
Илюшин А.М. (Кемерово, гуманитарный научный центр Кузбасского государственного технического университета и Западносибирского отделения Академии естественных наук РФ). Ритуал захоронения коней как этнографо-археологический источник.
Матющенко В.И. (Омск, государственный университет). Новейшие археологические исследования древнего мировоззрения (эпоха раннего металла . раннего железного века).
Керейтов Р.Х., Червонная С.М. (Черкесск, Институт гуманитарных исследований; Москва, Институт теории и истории изобразительных искусств). Ногайская эпиграфика как объект археологических, этнографических и искусствоведческих исследований.
Игнатьева О.В. (Пермь, Пермский государственный педагогический университет). Пермский звериный стиль как объект археолого-этнографических исследований.
Клешев В.А. (Горно-Алтайск, Институт алтаистики). Семантика культовых памятников и буддийская мандала на Алтае.
Котов В.Г. (Уфа, Институт истории, языка и литературы). Календарь ранних кочевников: семантика курганского кинжала.
Суслова С.В. (Казань, Институт истории). Средневековый татарский (золотоордынский?) костюм: вариант археолого-этнографической реконструкции.
Ермолова Н.В. (Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии). Музейный экспонат как палеоэтнографический источник (на примере эвенкийских коллекций МАЭ).
Пушкарев А.А. (Томск, государственный университет). Датировка западноевропейских счетных жетонов.
Скобелев С.Г. (Новосибирск, государственный университет). Об уточнении внешнего вида шомполов для ручного огнестрельного оружия из русских археологических памятников Сибири (по материалам раскопок Саянского острога).
Лапкина Н.А. (Москва, Институт этнологии и антропологии). Чуринги как новый источник изучения культуры мезолита и раннего неолита Центральной русской равнины: этноархеологический аспект.
Комиссаров С.А., Азаренко Ю.А. (Новосибирск, Институт археологии и этнографии, государственный университет). Обычай охоты за головами тайваньских аборигенов (в археологической ретроспективе).
Моисеева И.Г., Никифоров А.А., Романов М.Н., Балановский О.П. (Москва, Институт общей генетики, Медико-генетический научный центр, США, Ист-Лэнсинг, Мичиганский университет). Динамика разнообразия домашних животных под действием антропогенного фактора.
ИСТОРИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ
Попов В.А. (Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии). Феноменология родства: итоги и перспективы изучения.
Мельников В.Л. (Санкт-Петербург, государственный университет). Вклад князя П.А. Путятина в археологию и этнографию (к постановке вопроса).
Жук А.В. (Омск, государственный университет). "Древнейшая этнография" М.-А. Кастрена: идея и метод.
Жук А.В. (Омск, государственный университет). Д.Н. Анучин как антрополог.
Решетов А.М. (Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии). Интеграция наук в научной деятельности и трудах С.А. Теплоухова.
Китова Л.Ю. (Кемерово, государственный университет). Р.П. Митусова: неизвестные страницы биографии и творческой деятельности.
Бережнова М.Л. (Омск, государственный университет). Опыт библиографирования материалов по этнографии русских Сибири в ХIХ.ХХ вв.